Поиск

Календарь
«  Март 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


free counters

О профессии



О дирижировании.


Дирижер - человек, который берет на себя ответственность за начало и окончание исполняемого массой людей (оркестром, хором) произведения, а так же за качества его исполднения. Музыканты видят дирижера насквозь и чувствуют малейшие нюансы его настроения.

Специфика профессии:

- Дирижерская специальность - это особый, специфический, но, тем не менее, абсолютно равноправный вид музыкального исполнительства.
- Только яркое исполнительское дарование может служить основанием для занятий дирижированием.
- Отсутствие тактильной связи с механизмом звуковоспроизведения (в отличии от исполнителя-инструменталиста) рождает в молодом дирижере отношение к средствам управления лишь как совокупность внешних приемов. И это чревато нежелательными последствиями...
- Нужно дернуть дирижеру потерянные им исполнительские ощущения, сделать подлинно исполнителем. Лишь чувствуя всем своим существом исполнение, ощущая его своей моторикой, дирижер может достичь непосредственного исполнения, стать подлинным артистом.

О качествах и технике дирижера


- Дирижер должен обладать качествами и навыками, которые можно в себе развить и воспитать. Но только не путем механического копирования приемов педагога или подражая кумиру.
- Дирижер должен развивать способность преобразовывать свои музыкальные представления в выразительные жесты и вместе с тем способность оказывать волевое воздействие на исполнителей.
- Жест дирижера всегда что-то выражает, независимо от того, стремится он к этому или нет. Даже если дирижер только тактирует, то и тогда его действия передают его отношение к процессу исполнения - в частности, безразличие, равнодушие. Конечно же, действия дирижера большей частью отражают его эмоциональное состояние. Соответствует ли оно исполняемой музыке - это уже другой вопрос.
- У подлинного дирижера жесты в первую очередь передают именно характер музыки, а затем уже различные исполнительские нюансы - фразировку, штрихи и т.д.
- Исполнительский облик, образный характер музыкальной фразы зависит от многих компонентов - ритма, динамики, агогики (от греч. agoge — увод, унесение, замедления, ускорения), артикуляции, мотивной структуры, окраски звучания. Иногда изменение даже одного из этих компонентов может изменить и характер музыкального образа.
- Нет приемов на все случаи жизни. Ни одно техническое средство дирижирования не обладает какими-либо универсальными свойствами. В каждом конкретном случае нужно приложить некое волевое усилие, чтобы достичь желаемого результата. И молодой дирижер должен совершать усилие, а не брать готовые решения на стороне в готовом, "упакованном" виде.
- В дирижерской техники имеются некоторые приемы, обшие для всех дирижеров; однако это лишь технические приемы, касающиеся таких сторон исполнения, как установление темпа, ансамбля и ритма, но не его выразительность. Выразительность дирижирования и есть то, что должно быть глубоко индивидуальным, единичным, а не общим для всех.
- На манеру дирижирования влияет также и физическая конституция дирижера. От тучного, медленно передвигающегося по эстраде дирижера вряд ли можно ожидать импульсивных движений. Такой дирижер поневоле будет управлять оркестром сдержанными жестами.
- Если, не обладая высокоразвитой техникой, дирижер добивается желаемого результата при помощи репетиций, то следует ли упрекать его за то, что он дирижирует "скупыми" жестами, не блещет образностью дирижирования? Однако столь же неправомерно было бы и восхвалять его за то, что он не демонстрирует всех возможностей дирижерской техники, утверждать, что именно поэтому достигается такое образцовое исполнение, ставить дирижера в пример другим.
- Дирижеру-гастролеру приходится применять более действенные средства дирижирования, что проводит иногда к более успешным результатам.
- Необходимость дирижировать разными оркестрами, готовить сложную программу за две-три репетиции способствует развитию технических средств дирижера.

Выразительное дирижирование

- Сколько всевозможных грехов приписывается выразительной технике! Это и манерничание, и дирижирование на публику, и стремление сделать музыку видимой, и выпячивание своей персоны, желание "показать все", и отвлекание от слушания музыки, многое другое. Справедливы ли подобные обвинения? Справедливы, если жестикуляция дирижера действительно манерна, внешне картина, имеет черты позирования. Но если даже некоторые малоодаренные дирижеры и пытаются делать то, что им противопоказано, то, чего они не понимают и не умеют, нельзя отрицать сам принцип выразительного дирижирования. Нет, подлинно выразительное дирижирование не мешает слушать музыку, а помогает, так же как не мешает исполнению, а содействует его большей выразительности и одухотворенности. Дирижер, жесты которого не противоречат характеру музыкального образа, а, наоборот, его подчеркивают, оказывает должное влияние на исполнителей и, косвенно, - на слушателей.
- Есть много неплохих дирижеров, техника которых подобна технике робота. Они заметят ошибку в партии, укажут оттенок и прочее, но не в их силах вдохнуть жизнь в произведение, воодушевить оркестр, заставить его поверить дирижеру, быть с ним заодно, творить вместе с ним. Оркестр хочет видеть в дирижере человека, который живет музыкальными образами, старается передать свое отношение к музыке исполнителям оркестра. В этом секрет дирижеров.
- Совершенствовать средства дирижирования - это значит воспитывать тонкость двигательных ощущений, что требует активности мышления, яркости музыкальных представлений, внимания к каждому жесту.