Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930


free counters

Алиса Видулина


Алиса Видулина (?) Алин Власенко, Виталий Куценко
Харьковская государственная консерватория им. И.П.Котляревского.


ИСТОЧНИК

ДИРИЖЕРСКИЕ ТРОПЫ АЛИСЫ ВИДУЛИНОЙ

В каждой судьбе есть свои, подчас неуловимые, краски и оттенки. Они выстраивают в единый ряд жизнь в радостях и печалях, тревогах и надеждах. Так и у Алисы Видулиной — дирижера, педагога и наставника многих известных музыкантов Украины и ближнего зарубежья.

Среди них — дирижер Национальной оперы, народный артист Украины, профессор А. Власенко, лауреат Государственной премии, заслуженный деятель искусств Украины, главный дирижер Харьковского академического театра оперы и балета им М. Лысенко В. Куценко, главный дирижер Московского цирка на Цветном бульваре В. Иоффе, заслуженный деятель искусств Украины, художественный руководитель и дирижер Харьковского театра музыкальной комедии, дирижер симфонического оркестра «Слобожанский», доцент Харьковского университета искусств Ш. Палтаджян, народный артист Украины, профессор Харьковского университета искусств, композитор В. Золотухин и многие другие.

Это о ней маэстро Н. Рахлин говорил: «Алиса Видулина проявила себя зрелым и вдумчивым музыкантом с хорошей дирижерской техникой и хорошим музыкальным вкусом».

Обыкновенная детская игрушка

Она родилась в Харькове в год, когда вся страна готовилась к празднованию десятилетия Октября.

— Кем ты хочешь стать? — однажды спросила Алису мама.

— Музыкантом, — уверенно ответила девочка.

И она им стала!

Мир музыки для нее открылся случайно.

— Мне было шесть лет, — вспоминает Алиса Константиновна. — Как-то мы с мамой пошли покупать мне туфли. Я увидела в витрине магазина детскую гармошку, к которой буквально прикипела, и уговорила маму купить ее вместо обуви. Она исполнила мой каприз. Я днями не выпускала гармошку из рук.

Мама поняла, что девочку необходимо учить музыке, и отвела ее во Дворец пионеров. Там Алиса по 4 — 5 часов познавала азы фортепиано, пела в хоре, занималась в шумовом оркестре. За четыре года она освоила программу музыкальной школы. Но война перечеркнула все радужные планы. Только не смогла истребить любовь к музыке. Наоборот, в то страшное время она поддерживала ее. Сразу после освобождения Харькова — 24 августа 1943 г. Алиса стала работать в оркестре народных инструментов, известном в городе еще с 1928 г., освоив оркестровую гармонику и концертино.

Рядом с Мастерами

Одновременно с работой в оркестре Алиса легко поступила в музучилище, которое окончила за два года вместо четырех. В 1950 г. — в Харьковскую консерваторию, после которой она получает диплом дирижера оркестра народных инструментов. Но ее уже не покидает мечта о профессии дирижера-симфониста, и в 1951 г. Алиса поступает в Киевскую консерваторию на факультет оперно-симфонического дирижирования — сразу на третий курс в класс профессора А. Климова, ректора вуза.

Победив в конкурсе, где ее соперниками были шестеро мужчин — претендентов на должность дирижера, в октябре того же года она была принята в оркестр народных инструментов Украинского комитета радиоинформации.

Каждый понедельник в прямой эфир выходила музыкальная передача, в которой звучал оркестр под управлением Алисы Видулиной.

В. Комаренко, К. Дорошенко, А. Климов — имена, для каждого музыканта представляющие целый культурный пласт нашей эпохи. Они были ее учителями, советчиками, друзьями. Особенно тепло вспоминает Алиса Константиновна своего наставника — выдающегося украинского дирижера Н. Рахлина, у которого она работала ассистентом в Государственном симфоническом оркестре Украины. Сюда Видулина получила назначение сразу же после окончания консерватории в 1954 г.

Безупречный профессионализм позволял Государственному симфоническому оркестру работать с лучшими мастерами искусства, такими как Л. Стоковский и Ю. Орманди из США, итальянец В. Ферреро, венгр Я. Ференчик и др. Их мастерство впитывала в себя Видулина. Именно в Киеве началась ее совместная работа с И. Паторжинским, М. Литвиненко-Вольгемут, Б. Гмырей, М. Гришко, Ю. Кипоренко-Доманским.

«Дирижирование — профессия второй половины жизни» — это мнение известного дирижера О. Клемперера подтверждалось многовековой практикой. Долгое время образ симфонического дирижера и у музыкантов, и у публики ассоциировался только с опытом и жизненной мудростью. Существовал и еще один стереотип: дирижирование — занятие сугубо мужское. Первым исключением была В. Дударова. Алиса Видулина стала вторым — единственная женщина-дирижер в Украине.

А Харьков и не подозревал...

В 1957 г. Алиса Видулина возвращается в Харьков. Там она становится старшим преподавателем Харьковской консерватории. А как же концертная деятельность? Всего два концерта с харьковским оркестром: симфония Ж. Бизе, «Тассо» Ф. Листа, «Мазепа» Ф. Листа. Да и брошенная как бы невзначай фраза художественного руководителя филармонии П. Гайдамаки «немає потреби» ранила Видулину в самое сердце. Но, как однажды сказал В. Одоевский, «истинное призвание остановить трудно; оно прорвется сквозь препятствия».

В 1960 г. Видулина приходит вторым дирижером в Харьковскую оперетту, и театр сразу же перевернул ее жизнь. После сложных и крупномасштабных симфонических произведений — вдруг несравненный И. Штраус, вдумчивый Ж. Оффенбах, романтический И. Дунаевский. «Сильва», «Белая акация», «Севастопольский вальс», «Летучая мышь», «Цирк зажигает огни», «На рассвете», «Сорочинская ярмарка» — более 30 спектаклей поставила Алиса Константиновна за эти годы. «15 лет счастья» — так определяет она их для себя.

На репетициях актеры забывали, что Видулина — дирижер, а не режиссер. Как скульптор, лепила она человеческие портреты, отсекая ненужное, добавляя новые грани, отыскивая новые черты.

Видулина — тонкий музыкант и прекрасный партнер для солистов. Она становится страстной поклонницей оперетты. Ее увлекает здесь и непредсказуемость ситуаций, и хитроумное сплетение жанров, и живой, витальный дух. Она не просто дирижирует партитуры спектаклей, но фантазирует, играет своей «волшебной» палочкой с оркестром. И не только музыканты, но и зрители неизменно попадали в сети ее легкой, как воздух, изящной и зажигательной игры.

Не было ни одной газеты, которая не писала бы о феномене Видулиной. Именно с ней во время гастролей выступали любимые всей страной актеры: Т. Шмыга, Г. Васильев, М. Водяной, Г. Отс, примадонна венгерской оперетты М. Тибольди. И все они каждый раз дарили ей свои портреты с дарственными надписями «Даме-маэстро!»

Некоторые спектакли Алиса Константиновна поставила с ведущими режиссерами этого жанра — В. Канделаки и Л. Ивашутичем. А постановка комической оперы Оффенбаха «Перикола» совместно с В. Канделаки стала событием в культурной жизни страны.

В 1974 г. Видулина начинает преподавать в Харьковском государственном институте культуры (ныне Академия культуры).

Педагогическая деятельность всецело захватила ее. По твердому настоянию Алисы Константиновны в институте была открыта кафедра оркестрового дирижирования и впервые внесен в учебный план госэкзамен по дирижированию. Тогда этот опыт позаимствовали многие вузы.

В 15 променад-концертах, которые более десяти лет ежегодно проходят на главной сцене Харькова — в ХАТОБе, Алиса Константиновна — неизменная участница. Она дирижирует симфонические поэмы: «Прелюды» Ф. Листа, «Ромео и Джульетта» П. Чайковского; увертюры к операм: «Эврианта» и «Оберон» К. М. Вебера, «Сорока-воровка» Дж. Россини; увертюры к опереттам: «Летучая мышь» И. Штрауса, «Сильва» И. Кальмана; увертюру И. Дунаевского к художественному фильму «Дети капитана Гранта»; польки И. Штрауса: «Гром и молния» и «Трик-трак», «Персидский марш», «Торжественный марш» П. Чайковского.

В этом году Алисе Константиновне исполнилось 80 лет. 17 марта в Харьковском государственном театре музыкальной комедии состоялся ее бенефис. В этот праздничный вечер оркестр, хор и балет показали зрителям непревзойденную «Сильву». Выбор этого спектакля был не случаен: именно Алиса Константиновна с режиссером И. Радомысским, художником С. Иоффе и балетмейстером М. Довейко составили его постановочную группу в далеком 1961-м, а в 2007-м за дирижерским пультом, как и в 1961-м, стояла Алиса Видулина.

В настоящее время она доцент кафедры инструментов духового и эстрадного оркестров Академии культуры. То, чем занимается А. Видулина, не укладывается в привычные схемы. Все споры о том, кто она все-таки — дирижер-постановщик, педагог по классу дирижирования или просто дирижер — тщетны. И то, и другое, и третье.

А. Видулина избрала свой, не всегда легкий путь. Пожелаем же ей еще много счастливых моментов!