В каждой судьбе есть
свои, подчас неуловимые, краски и оттенки. Они выстраивают в единый ряд
жизнь в радостях и печалях, тревогах и надеждах. Так и у Алисы Видулиной
— дирижера, педагога и наставника многих известных музыкантов Украины и
ближнего зарубежья.
Среди них — дирижер Национальной оперы,
народный артист Украины, профессор А. Власенко, лауреат Государственной
премии, заслуженный деятель искусств Украины, главный дирижер
Харьковского академического театра оперы и балета им М. Лысенко В.
Куценко, главный дирижер Московского цирка на Цветном бульваре В. Иоффе,
заслуженный деятель искусств Украины, художественный руководитель и
дирижер Харьковского театра музыкальной комедии, дирижер симфонического
оркестра «Слобожанский», доцент Харьковского университета искусств Ш.
Палтаджян, народный артист Украины, профессор Харьковского университета
искусств, композитор В. Золотухин и многие другие.
Это о ней
маэстро Н. Рахлин говорил: «Алиса Видулина проявила себя зрелым и
вдумчивым музыкантом с хорошей дирижерской техникой и хорошим
музыкальным вкусом».
Обыкновенная детская игрушка
Она родилась в Харькове в год, когда вся страна готовилась к празднованию десятилетия Октября.
— Кем ты хочешь стать? — однажды спросила Алису мама.
— Музыкантом, — уверенно ответила девочка.
И она им стала!
Мир музыки для нее открылся случайно.
—
Мне было шесть лет, — вспоминает Алиса Константиновна. — Как-то мы с
мамой пошли покупать мне туфли. Я увидела в витрине магазина детскую
гармошку, к которой буквально прикипела, и уговорила маму купить ее
вместо обуви. Она исполнила мой каприз. Я днями не выпускала гармошку из
рук.
Мама поняла, что девочку необходимо учить музыке, и отвела
ее во Дворец пионеров. Там Алиса по 4 — 5 часов познавала азы
фортепиано, пела в хоре, занималась в шумовом оркестре. За четыре года
она освоила программу музыкальной школы. Но война перечеркнула все
радужные планы. Только не смогла истребить любовь к музыке. Наоборот, в
то страшное время она поддерживала ее. Сразу после освобождения Харькова
— 24 августа 1943 г. Алиса стала работать в оркестре народных
инструментов, известном в городе еще с 1928 г., освоив оркестровую
гармонику и концертино.
Рядом с Мастерами
Одновременно с
работой в оркестре Алиса легко поступила в музучилище, которое окончила
за два года вместо четырех. В 1950 г. — в Харьковскую консерваторию,
после которой она получает диплом дирижера оркестра народных
инструментов. Но ее уже не покидает мечта о профессии
дирижера-симфониста, и в 1951 г. Алиса поступает в Киевскую
консерваторию на факультет оперно-симфонического дирижирования — сразу
на третий курс в класс профессора А. Климова, ректора вуза.
Победив
в конкурсе, где ее соперниками были шестеро мужчин — претендентов на
должность дирижера, в октябре того же года она была принята в оркестр
народных инструментов Украинского комитета радиоинформации.
Каждый понедельник в прямой эфир выходила музыкальная передача, в которой звучал оркестр под управлением Алисы Видулиной.
В.
Комаренко, К. Дорошенко, А. Климов — имена, для каждого музыканта
представляющие целый культурный пласт нашей эпохи. Они были ее
учителями, советчиками, друзьями. Особенно тепло вспоминает Алиса
Константиновна своего наставника — выдающегося украинского дирижера Н.
Рахлина, у которого она работала ассистентом в Государственном
симфоническом оркестре Украины. Сюда Видулина получила назначение сразу
же после окончания консерватории в 1954 г.
Безупречный
профессионализм позволял Государственному симфоническому оркестру
работать с лучшими мастерами искусства, такими как Л. Стоковский и Ю.
Орманди из США, итальянец В. Ферреро, венгр Я. Ференчик и др. Их
мастерство впитывала в себя Видулина. Именно в Киеве началась ее
совместная работа с И. Паторжинским, М. Литвиненко-Вольгемут, Б. Гмырей,
М. Гришко, Ю. Кипоренко-Доманским.
«Дирижирование — профессия
второй половины жизни» — это мнение известного дирижера О. Клемперера
подтверждалось многовековой практикой. Долгое время образ симфонического
дирижера и у музыкантов, и у публики ассоциировался только с опытом и
жизненной мудростью. Существовал и еще один стереотип: дирижирование —
занятие сугубо мужское. Первым исключением была В. Дударова. Алиса
Видулина стала вторым — единственная женщина-дирижер в Украине.
А Харьков и не подозревал...
В
1957 г. Алиса Видулина возвращается в Харьков. Там она становится
старшим преподавателем Харьковской консерватории. А как же концертная
деятельность? Всего два концерта с харьковским оркестром: симфония Ж.
Бизе, «Тассо» Ф. Листа, «Мазепа» Ф. Листа. Да и брошенная как бы
невзначай фраза художественного руководителя филармонии П. Гайдамаки
«немає потреби» ранила Видулину в самое сердце. Но, как однажды сказал
В. Одоевский, «истинное призвание остановить трудно; оно прорвется
сквозь препятствия».
В 1960 г. Видулина приходит вторым дирижером в
Харьковскую оперетту, и театр сразу же перевернул ее жизнь. После
сложных и крупномасштабных симфонических произведений — вдруг
несравненный И. Штраус, вдумчивый Ж. Оффенбах, романтический И.
Дунаевский. «Сильва», «Белая акация», «Севастопольский вальс», «Летучая
мышь», «Цирк зажигает огни», «На рассвете», «Сорочинская ярмарка» —
более 30 спектаклей поставила Алиса Константиновна за эти годы. «15 лет
счастья» — так определяет она их для себя.
На репетициях актеры
забывали, что Видулина — дирижер, а не режиссер. Как скульптор, лепила
она человеческие портреты, отсекая ненужное, добавляя новые грани,
отыскивая новые черты.
Видулина — тонкий музыкант и прекрасный
партнер для солистов. Она становится страстной поклонницей оперетты. Ее
увлекает здесь и непредсказуемость ситуаций, и хитроумное сплетение
жанров, и живой, витальный дух. Она не просто дирижирует партитуры
спектаклей, но фантазирует, играет своей «волшебной» палочкой с
оркестром. И не только музыканты, но и зрители неизменно попадали в сети
ее легкой, как воздух, изящной и зажигательной игры.
Не было ни
одной газеты, которая не писала бы о феномене Видулиной. Именно с ней во
время гастролей выступали любимые всей страной актеры: Т. Шмыга, Г.
Васильев, М. Водяной, Г. Отс, примадонна венгерской оперетты М.
Тибольди. И все они каждый раз дарили ей свои портреты с дарственными
надписями «Даме-маэстро!»
Некоторые спектакли Алиса Константиновна
поставила с ведущими режиссерами этого жанра — В. Канделаки и Л.
Ивашутичем. А постановка комической оперы Оффенбаха «Перикола» совместно
с В. Канделаки стала событием в культурной жизни страны.
В 1974 г. Видулина начинает преподавать в Харьковском государственном институте культуры (ныне Академия культуры).
Педагогическая
деятельность всецело захватила ее. По твердому настоянию Алисы
Константиновны в институте была открыта кафедра оркестрового
дирижирования и впервые внесен в учебный план госэкзамен по
дирижированию. Тогда этот опыт позаимствовали многие вузы.
В 15
променад-концертах, которые более десяти лет ежегодно проходят на
главной сцене Харькова — в ХАТОБе, Алиса Константиновна — неизменная
участница. Она дирижирует симфонические поэмы: «Прелюды» Ф. Листа,
«Ромео и Джульетта» П. Чайковского; увертюры к операм: «Эврианта» и
«Оберон» К. М. Вебера, «Сорока-воровка» Дж. Россини; увертюры к
опереттам: «Летучая мышь» И. Штрауса, «Сильва» И. Кальмана; увертюру И.
Дунаевского к художественному фильму «Дети капитана Гранта»; польки И.
Штрауса: «Гром и молния» и «Трик-трак», «Персидский марш»,
«Торжественный марш» П. Чайковского.
В этом году Алисе
Константиновне исполнилось 80 лет. 17 марта в Харьковском
государственном театре музыкальной комедии состоялся ее бенефис. В этот
праздничный вечер оркестр, хор и балет показали зрителям непревзойденную
«Сильву». Выбор этого спектакля был не случаен: именно Алиса
Константиновна с режиссером И. Радомысским, художником С. Иоффе и
балетмейстером М. Довейко составили его постановочную группу в далеком
1961-м, а в 2007-м за дирижерским пультом, как и в 1961-м, стояла Алиса
Видулина.
В настоящее время она доцент кафедры инструментов
духового и эстрадного оркестров Академии культуры. То, чем занимается А.
Видулина, не укладывается в привычные схемы. Все споры о том, кто она
все-таки — дирижер-постановщик, педагог по классу дирижирования или
просто дирижер — тщетны. И то, и другое, и третье.
А. Видулина избрала свой, не всегда легкий путь. Пожелаем же ей еще много счастливых моментов!