25 сентября 2006 года исполнилось 100 лет со дня рождения великого композитора
Дмитрия Шостаковича. Многоплановое творчество Шостаковича, наибольшую
любовь питавшего к Модесту Мусоргскому и работавшего практически во всех
музыкальных жанрах, стало классикой советской, русской, мировой культур.
Фигура
Шостаковича - парадоксальна, в творчестве его ярко и безошибочно
узнаваемо воплотился ХХ век - со всеми его катаклизмами, войнами,
ускоряющимся временем, технократическими процессами, трансформацией
души-психики. Особый отпечаток на музыку композитора наложила пережитая
им эпоха. Сочетание глубокой скорби и сарказма, их взаимопроникновение и
взаимодействие - казалось бы, невозможное, противоестественное -
является движущей силой и материей сочинений Шостаковича.
И в то
же время Шостакович обладает почти барочной цельностью, не свойственной
его эклектичной эпохе. Не случайно именно он стал первым, кто после Баха
решился создать свой цикл прелюдий и фуг. Теперь этот цикл - 24
прелюдии и фуги - в среде музыкантов называют "Новым хорошо
темперированным клавиром", вслед за Баховским ХТК.
Шостакович -
космичен и национален. 100-летие Шостаковича, отмечаемое всем миром 25
сентября с.г., символично почти совпадает с Международным днем музыки,
учрежденным по решению ЮНЕСКО 1 октября 1975 г. (в год кончины
величайшего композитора ХХ в.). Одним из инициаторов учреждения
Международного дня музыки был именно Дмитрий Шостакович.
В Москве
начался Музыкальный фестиваль, посвященный юбилею композитора.
Фестиваль продлится до 25 декабря, в нем примут участие Геннадий
Рождественский, Виктор Третьяков, Юрий Башмет, сын композитора Максим
Шостакович, симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии имени
Шостаковича. А 25-го сентября, в день рождения Дмитрия Шостаковича, в
Большом зале Консерватории запланирован торжественный концерт, в котором
принял участие Мстислав Ростропович.
Приурочена к юбилею и
трехмесячная серия концертов в федеральной земле Северный
Рейн-Вестфалия. Первый концерт состоялся в рамках Бетховенского
музыкального фестиваля в Бонне.
Музыка Шостакович одновременно
возвышенна и саркастична. Быть может, в этом и заключается подлинное его
величие - в невозможности отделить ухмылку горечи от слез счастья.
Кажется, сложность его музыки так и не позволила "компетентным органам"
до конца понять подлинное содержание его полотен. Но когда в 1936 г. его
опера "Катерина Измайлова" (по "Леди Макбет Мценского уезда" Н.
Лескова) была названа "сумбуром вместо музыки" (статья в газете
"Правда"), он уже вряд ли пошутил бы так, как в 1924 г., будучи юным:
"Неужели, если бы я стал великим, как Ленин, мой город после моей смерти
назвали бы Шостаковичград?"
Не раз привечавшие и самого
композитора, харьковчане продолжают обильно исполнять его сочинения и не
собираются прерывать традицию. В частности, по словам директора ХАТОБа
Г. Селихова, 100-летие со дня рождения Шостаковича театр отмечает
вечером его симфонической музыки и премьерой балета "Барышня и хулиган".
Планируется и постановка одноактной оперы "Антиформалистический раек",
яркую недавнюю премьеру которой харьковчане еще не забыли.
ХАТОБовцы
мечтают повторить 13-ю симфонию Шостаковича "Бабий яр" и снова
пригласить поэта Е. Евтушенко, который уже озвучивал свою одноименную
поэму с этой сцены 19 декабря 2003 г., предваряя музыку симфонии.
У
этого полотна своя, непростая история. Его - из боязни - в свое время
отказались исполнять вокалист Б. Гмыря и дирижер Е. Мравинский. Тем не
менее, в 1962 г. состоялась премьера 13-й симфонии, вскоре, впрочем,
запрещенной. Пленка с ее записью попала в Харьков и один из очевидцев
вспоминал, как его пригласили послушать запись в дом поэту к М.
Рахлиной, где присутствовал и поэт Б. Чичибабин: "Не глядя друг на
друга, уставившись в магнитофон, мы слушали эти потрясающие музыку и
стихи, от которых мороз был по коже..."
Но было в Харькове еще, к
примеру, и дебют молодого композитора, первое триумфальное исполнение
1-й симфонии Шостаковича, состоявшееся в 1926 г. Написал ее 19-летний
Шостакович (как почти эзоповски писали о ней в советских книжках,
"симфония была идейно незрелой, но поражала обилием новых идей").
После
успешной премьеры 1-й симфонии Шостаковича в Ленинграде дирижер Малько
предложил кандидатуру молодого музыканта в качестве автора-композитора и
пианиста для своих летних концертов на Украине, в Харькове, который на
тот момент носил столичный статус. Шостакович предстал перед харьковской
публикой в двух амплуа: как автор симфонии и как исполнитель Первого
концерта Чайковского.
Концерт происходил в саду делового клуба на
ул. Сумской - на концертной эстраде, обладавшей уникальными
акустическими свойствами. Сейчас ее уже нет. Выступление молодого
Шостаковича произвело резонанс в кругах музыкантов. Сразу были
организованы еще несколько его концертов, на которые окрыленный молодой
музыкант согласился с радостью. Все концерты прошли с большим успехом,
при переполненных залах.
Харьковские "гастроли" стали для
Шостаковича одной из немногочисленных "счастливых страниц" жизни. И
теперь ни для кого уже не имеет значения, что дирижер Малько преследовал
и меркантильные цели, пригласив к сотрудничеству молодого, неизвестного
тогда композитора. В его переписке осталась такая реплика о
Шостаковиче: "Его можно взять дешево, а через год он будет приносить
деньги".
А начало этой истории лежит в начале 20-х годов. Однажды
директору Петроградской консерватории композитору Александру Глазунову
его помощник заявил: "Шостаковичу мы стипендию не дадим, потому что мне
имя этого студента ничего не говорит". Глазунов пришел в ярость: "Если
вам это имя ничего не говорит, то зачем вы тут находитесь вместе с нами?
Вам здесь нет места! Шостакович - одна из лучших надежд нашего
искусства". Митя Шостакович, ставший в последствии Дмитрием
Шостаковичем и всемирно признанным гением, надежды Глазунова оправдал.
Дипломной работой гениального студента была как раз 1-я симфония.
Сегодня
Шостакович - пожалуй, один из самых исполняемых авторов ХХ в. К
примеру, в том же Харькове его произведения включены в концерты
областного филармонического оркестра и нередко в репертуар артистов,
приезжающих на гастроли, часто любители музыки могут услышать сочинения
Шостаковича в исполнении студентов Харьковского государственного
университета искусств им. Котляревского или участников Международного
конкурса юных пианистов Владимира Крайнева.
Историческая справкаДмитрий
Шостакович родился в Санкт-Петербурге 12 (25) сентября 1906 г. Отец -
инженер-химик, любитель музыки, мать - одаренная пианистка. После
занятий в частной музыкальной школе в 1919 г. Шостакович в 13 лет был
принят в Петроградскую консерваторию. Еще студентом начал работать
тапером в кинотеатрах. В 1923 г. окончил консерваторию по классу
фортепиано (у Л.В. Николаева), а в 1925 г. - по классу композиции (у
М.О. Штейнберга). Его дипломной работой была "Первая симфония", давшая
автору мировую известность.
В 1927 г. он получил почётный диплом
на 1-м Международном конкурсе пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве, где
выступал с исполнением собственного произведения.
Первый
балет Шостаковича, "Золотой век", пользовался большим успехом. Его
опера "Катерина Измайлова" подверглась разгрому в официальной советской
печати - за "отсутствие простой и понятной мелодии" и потакание
извращенным вкусам буржуазных слушателей "своей дергающейся, крикливой,
неврастенической музыкой".
С 1937 г. Шостакович вёл класс
композиции в Ленинградской консерватории. В 1939 г. он становится
профессором. Оставаясь в первые годы Великой Отечественной войны в
блокадном Ленинграде, Шостакович начинает работать над 7-й симфонией.
Она была исполнена 29 марта 1942 г. в Колонном зале московского Дома
Союзов. За это произведение композитор получил Сталинскую премию.
В
1948 г. член Политбюро А.А. Жданов назвал Шостаковича среди основных
фигур "формалистического направления". Это не помешало власти как до,
так и после этого объявлять Шостаковича лауреатом Сталинских, затем Гос.
премий.
Шостакович покорно принимал адресованные ему обвинения, и
это спасало его от более тяжких последствий партийной критики. В том же
1948 г. он получил официальное поощрение за "реалистическую" и
"демократическую" музыку к кинофильму "Молодая гвардия".
В 1954
г. ему присвоили звание народного артиста СССР. Почетному члену многих
иностранных академий, Шостаковичу в 1960 г. выдали билет члена КПСС. В
1965 г. ему была присуждена ученая степень доктора искусствоведения. В
1966 г. композитор был удостоен звания Героя Соц. Труда.
Отношения
Шостаковича с советской властью были очень "неровными", что дорого
стоило композитору в плане здоровья - современники отмечали у него
признаки затравленности и постоянной неуверенности. Официозная ругань в
1930-х и в конце 1940-х сменялась благосклонностью. В 1957 г. Шостакович
стал секретарем Союза композиторов СССР, Союза композиторов РСФСР (с
1960, в 1960-1968 первый секретарь).
Музыка Шостаковича в
большинстве своем тональна и написана в традициях романтизма, но в ней
присутствуют элементы атональности и хроматизма. В некоторых своих
поздних работах (например, в Двенадцатом квартете) композитор
использовал технику так называемых тональных рядов.
Отличительные
черты его стиля - интенсивная ритмика, разнообразное и часто самобытное
использование оркестровых средств, высокая драматическая напряженность,
оригинальный музыкальный юмор.
Заметными циклами в творчестве
Шостаковича являются его циклы симфоний и квартетов, каждый из которых
содержит по 15 произведений. В то время как симфонии писались на
протяжении всей карьеры композитора, большую часть квартетов Шостакович
написал ближе к концу своей жизни. Среди самых популярных симфоний -
Пятая и Восьмая, среди квартетов - Восьмой и Пятнадцатый.
Музыка
композитора демонстрирует влияние большого числа любимых композиторов
Шостаковича: Баха в его фугах и пассакалиях, Бетховена в его поздних
квартетах, Малера в его симфониях, Берга в его использовании
музыкального цитирования и кодирования. Из русских композиторов
наибольшую любовь Шостакович питал к Модесту Мусоргскому, для его опер
"Борис Годунов" и "Хованщина" Шостакович сделал новые оркестровки.
Влияние Мусоргского особенно заметно в зимних сценах "Катерины
Измайловой" и в Одиннадцатой симфонии, а также в сатирических работах.
Шостакович умер в Москве 9 августа 1975 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище.