Поиск

Календарь
«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930


free counters

Юбилей Виталия Куценко



СЛОБIДСЬКИЙ КРАЙ

108 16 сентября 2009 г.

Петр Джерелянський

С нескрываемой гордостью рассказывает о своей профессии музыкант с пятидесятилетним художественным стажем, заслуженный деятель искусств Украины, главный дирижер Харьковского оперного театра Виталий Данилович Куценко.


Так уж сложилось, что периоды, связанные с работой в филармонии, то и дело перемежались в его творческой биографии с периодами «театральными». Впрочем, победила любовь к театру, хотя и время, преданный филармонии, дирижер отнюдь не считает потерянным. При этом господин Куценко убежден, что именно музыкальный (оперный и балетный театр является вершинным достижениям мировой сценической культуры.

Нет никакого мономистецтва (речь идет о драматургическом искусство, живопись, инструментальную и вокальную музыку и т.д.), продолжает свою мысль Виталий Данилович, не входили бы как составляющие до музыкального спектакля. От глубины и естественности такого синтеза искусств решающей степени зависит успех спектакля в целом. При этом основой, краеугольным камнем непременно оставаться музыка - оперная или балетная партитура. Однако, это вовсе не лишает постановщиков права и возможности творческого самовыражения. Рамки, очерченные партитурой, не такие уж и узкие, и талантливый дирижер, нисколько не отступая от нотного текста, способный предложить оригинальный вариант его прочтения. Темп, эмоциональную окраску, определенные динамические акценты становятся для дирижера чем-то вроде палитры живописца.

Когда это происходит в согласии с режиссером, сценографом и другими соавторами спектакля, то по нескольким месяцам напряженной работы театр может приглашать публику на премьеру. Среди успешных спектаклей последнего времени - самые сложные в оперном репертуаре произведения: «Князь Игорь» Александра Бородина, «Богема» Джакомо Пуччини, «Черевички" Петра Чайковского. Экзамены на творческую зрелость, несмотря на захваченное принятия спектаклей публикой, восторженные отзывы прессы и высокую оценку коллег-музыкантов, коллектив театра составил на «отлично».

Путь будущего дирижера к большому искусству заслуживает отдельного подробного рассказа. Он изобилует неожиданными поворотами судьбы, щедрыми ее дарами и досадными разочарованиями. Влюбленный в музыку мальчик из маленького села на Слобожанщине рано почувствовал в себе музыкальное дарование, смог одержать консерваторское образование (в Харькове, потом - в Ленинграде) и уже никогда и ничем не выдал своего призвания. С тех пор и поныне - ни дня без творчества: работа с оркестром, репетиции на сцене, глубокая проработка нотного материала и, разумеется, спектакли, представления, спектакли ...

Особая (и чуть не безгранична) тема для размышлений вслух »- репертуарные поиски. Не секрет, что не только в отечественной, но и в мировой опере исторически сложилась не слишком большой ряд произведений, театры охотно ставят, восстанавливают, а когда время и не включают в афиш, то лишь для того, чтобы потом снова вернуться к сценическому воплощению этих же партитур. Заветная мечта Виталия Даниловича - выйти наконец за искусственные репертуарные рамки. И здесь, по его мнению, существуют несколько отличающиеся между собой подходы. Во-первых, обращение к целых пластов полузабытой классики. Скажем, к самобытному «оперного эпоса» Рихарда Вагнера, к утонченному импрессионистского шедевра Клода Дебюсси - оперы «Пелиас и Мелизанда» или к проникнутого джазовыми музыкальными темами произведения Джоржа Гершвина «Порги и Бесс».

Другой (радикальный) путь направлен на преодоление устоявшихся жанровых канонов. Мечта харьковского дирижера - поставить на оперной сцене ... оперетту. Та же музыка будет звучать совсем по-другому в исполнении гораздо больших по составу, чем в театре оперетты, оркестра, хора с привлечением выдающихся солистов. И совсем уж неожиданным (на первый взгляд) выглядит предложение моего собеседника обратиться к воплощению мюзикла. Впрочем, лучшие образцы этого жанра совсем не случайно завоевали небывалую популярность. Например, в основе такого мюзикла как «Вестсайдская история» должны не только незаурядную драматургическую основу (созвучную «Ромео и Джульетте» Шекспира), но и замечательную музыку. И вообще, настаивает господин Куценко, существование жанровых ограничений для оперного театра - чья непутевая выдумка. Когда имеем «под одной крышей» симфонический оркестр, большой хор, солистов-вокалистов, балетную труппу и миманса, то сыграть, спеть и станцевать можно практически все, что было когда написано на нотной бумаге ...

Неоспоримое заслуга Виталия Куценко - действительно триумфальный успех на протяжении нескольких уже лет подряд знаменитых «променад-концертов». Объединенные общей темой концертные (обычно праздничные) программы стали для многих наших земляков первой ступенькой к безграничности мировой музыкальной классики. Чем же привлекают публику эти музыкальные вечера? На них никому не позволено скучать - ни минуты, ни одного мгновения. Кажется, для творческой выдумки дирижера просто нет предела. Меняются один за другим различные по эмоциональной окраске, темпом, характером произведения, и одновременно происходит именно актерское перевоплощение самого руководителя оркестра - будто разные люди выходят к дирижерского пульта. Не будет преувеличением утверждать, что променад-концерты стали такой же визитной художественной жизни города, как Зеркальная струя - его архитектурным символом.

Как много сил и вдохновения не вкладывает Виталий Данилович в многочисленные художественные проекты, ни один из них не стал для него самоцелью. Главное - способствовать победе высокой духовности, воплощением которой является классическое искусство, над воинственной эрзац-культурой во всех ее проявлениях. А своим союзником в этом противостоянии он хотел бы иметь, прежде всего, государство. Но пока, увы, не суждено ...

На этот год пришелся семидесятилетний юбилей Виталия Куценко (художественные мероприятия по такой уважительной случаю продолжаются). Но поверить в реальность только названной даты не то, чтобы трудно, а просто невозможно - такой молодецкий запал светится в глазах у господина Куценко, такими стремительными остаются его движения, а о необъятность творческих планов и говорить! ..

Немало искренних поздравлений с юбилеем уже прозвучали, а в ответ Виталий Данилович выражает такую же искреннюю благодарность, прежде всего, своим друзьям и коллегам из родного театра - за плодотворное творческое сотрудничество.