Дополним Пушкина. Казанский "Дон Кихот" - лучшее средство от депрессииВыпуск: 93-94 от 27 мая 2011 года Рубрика: Культура Автор: Татьяна МАМАЕВА, "ВиД"
Когда-то
Пушкин устами одного из своих персонажей советовал так бороться с
грустными мыслями: "Откупори шампанского бутылку иль перечти "Женитьбу
Фигаро". К этому верному списку можно добавить еще один способ:
посмотреть балет "Дон Кихот". Он остроумен, как известная комедия
Бомарше, и пьянит, как бутылка доброго шампанского. Правда, есть одна
оговорка - если балет дается в хорошем исполнении.
…Когда она
открутила тридцать два фуэте в третьем триумфальном акте, зрительный зал
взорвался аплодисментами. Впрочем, они были далеко не первые на этом
фестивальном спектакле - "Дон Кихот" Минкуса в минувшую среду шел на
сцене Татарского академического театра оперы и балета имени М.Джалиля,
где еще продолжается Нуриевский фестиваль, практически под неумолкающие
овации. И Анна Цыганкова в партии Китри вызывала их неоднократно.
По-другому
и быть не могло. Нынешний фестиваль идет словно под слова популярной
некогда песни - "Все выше, и выше, и выше…". Казалось, что после
"Жизели" с божественными Юргитой Дрониной из Национального балета
Нидерландов и ее партнера - этуаля Гранд-Опера Матиаса Эйманна лучше
пары уже и не будет, но нет! Совсем иные - сравнивать их было бы
некорректно - Анна Цыганкова и Мэтью Голдинг из Национального балета
Нидерландов, неподражаемые Китри и Базиль, в течение всего спектакля
держали зал в какой-то радостной ажитации. Они, словно в омут головой,
бросались в приключения своих персонажей, они импровизировали, исполняя
при этом сложнейшие движения, они были молоды и бесшабашно счастливы. И
этот настрой, который делает спектакль не просто спектаклем, а явлением,
праздником, радостным событием, был заслугой всех участников
фестивального "Дон Кихота".
Спектакль "пошел" буквально с первых
секунд. Уморительно смешные Дон Кихот и Санчо Панса - Кахабер Андриадзе
из казанской труппы и солист Большого театра Александр Петухов задали
тон. Оба они - танцовщики с хорошим вкусом, никогда не переходят границ,
не комикуют, но при этом могут рассмешить публику. Андриадзе, на мой
взгляд, артист чрезвычайно любопытный - он необычайно пластичен,
выразителен и обладает отменным чувством юмора, что заметно во многих
его работах. Ну а с выходом Китри и Базиля от сцены было невозможно
оторвать глаз, так заразительны и изящны были молодые актеры. Анна
Цыганкова, некогда танцевавшая в Большом театре, сейчас служащая сразу в
двух театрах - в Будапеште и Амстердаме, немного опровергла привычную
трактовку образа Китри. Ее героиня не совсем "девушка с характером", как
это было бы привычнее видеть. Она скорее очаровательная проказница. Ей
доставляет удовольствие разыгрывать людей, подшучивать над всеми,
включая Базиля. А Базиль - Мэтью Голдинг, канадец, живущий в Амстердаме,
так и излучает флюиды оптимизма и доброты. Кстати, артист начал учиться
балету достаточно поздно, в 14 лет, до этого, подобно многим его
землякам, занимался хоккеем. Мэтью идеально сложен, наблюдать его прыжки
и пируэты - эстетическое удовольствие. В Цыганковой и Голдинге есть
"парность", они великолепно чувствуют друг друга.
И Анна
Цыганова, и ее партнер - дебютанты Нуриевского фестиваля, но есть
большая надежда, что они продолжат сотрудничество с казанским театром и
мы сможем наслаждаться их танцем и в других партиях.
В "Дон
Кихоте" важны не только главные персонажи. Вроде бы вставные номера -
цыганский танец или болеро, танец с гитарой, но, не будь их, балет
растеряет половину своей прелести. В фестивальном спектакле исполнители
этих фрагментов ни на секунду не выпали из общей приподнятой атмосферы
спектакля. Успеху спектакля помогла и великолепная работа оркестра
театра, который в этот вечер был подвластен маэстро Виталию Куценко.
Завтра
Нуриевский фестиваль завершается традиционным Гала-концертом, программа
которого, по словам его создателей, таит много сюрпризов.
|